Natasha (natalyushko) wrote,
Natasha
natalyushko

Лодка, на которой в неолит можно было на Соловки добраться







Это лодка-долбленка. Когда мы были на Соловках, в конце июля, она стояла в сухом доке за монастырским причалом. Мы ее фотографировали, когда лодка только-только вернулась из путешествия.
Построил это чудо Александр Яковлевич Мартынов, к.ист.н., археолог, педагог специалист по памятникам эпохи северного неолита на Соловецких островах, заместитель директора по научной работе Соловецкого музея-заповедника, вместе со своими товарищами. Мартынов изучает древнюю историю Соловков и его интересует, как люди добирались до островов с материка. Белое море – холодное и штормовое. Больше десяти минут в его водах человек не выдерживает. От Кеми до Большого Соловецкого острова – полсотни километров. А, между тем, первобытных стоянок, лабиринтов, могильников на островах – пруд пруди. Значит, как-то доплывали. На лодках. Гребцы на больших лодках изображены на северных петроглифах. Какая это может быть лодка? Либо берестяная, либо долбленка. Берестяную Мартынов и его друзья уже сделали – в июне 2009 года. О ней читайте ниже и смотрите по ссылкам. А в этом году, как раз перед нашим приездом, Александр Яковлевич опробовал долбленку.
Сделали ее из цельной осины. Ободрали кору. Поставили деревянные «маячки», чтобы во время долбления дно не пробить. Выдолбили сердцевину. Чтобы борта разошлись – стали распаривать. Наливали в лодку воду, бросали раскаленные камни, чтобы вода разогревалась, и вставляли еловые ветки. Ветки распирали борта. Когда очередная ветка разгибалась, вставлялась следующая – побольше.
В лодке уместилось семь, кажется, человек. По трое гребцов с каждого борта и рулевой. Весь путь от Кеми до Соловков гребцы одолеть не смогли – все-таки, возраст уже, силы не те, да и море штормило. Сопровождающий катер вынужден был взять путешественников на борт. Но половину примерно пути, все-таки, проплыли, доказав, что при хорошей погоде молодые гребцы вполне могли добраться до острова на такой лодке. Единственное, что пока не понятно Мартынову, почему на петроглифах нарисована лодка с двенадцатью гребцами. Какое должно быть дерево, чтобы сделать такое огромное судно! Осина, которую взяли для своей лодки ученые, была далеко не маленькая. А здесь – вдвое больше.
Мы с Валей, на самом деле, на лекции Мартынова, где он всё это рассказывал, не были. Ездили тогда на Заяцкие острова как раз. Пересказываю с чужих слов, но, надеюсь, ничего не переврала. Денис дать обещал аудиозапись лекции. Послушаю – сверюсь, еще подробности напишу.
Еще фото лодки:







А дальше про берестяную лодку читайте:







Берестяная лодка совершила путешествие в июне 2009 года
Экспедиции предшествовала долгая подготовительная работа. Одним из результатов археологических раскопок на островах Белого моря стал вывод о возможности морского сообщения между материком и Соловецким архипелагом уже в V тысячелетии до н.э. В конце мая этого года на основе археологических и этнографических данных была построена берестяная каркасная лодка длиной 5.5 м, шириной 0.9 м и грузоподъемностью более 300 кг. 29-30 мая участники экспедиции прошли на ней по наиболее древнему археологически прослеженному пути: устье реки Кемь – Кемские шхеры – о. Немецкий Кузов – о. Большой Соловецкий. Теперь лодка и фотографии перехода составляют основу выставки.
Данная археологическая реконструкция стала первым подобным экспериментом в истории изучения морской практики Беломорья. В ходе реализации проекта сотрудниками музея были апробированы основные приемы реконструктивной археологии, которая становится все более востребованной в российской исторической науке и музейном деле. Работа археологов-реконструкторов позволяет «оживить» далекое прошлое на основе артефактов: восстановить жилища и целые поселения, воссоздать древние технологии изготовления керамики и каменного инвентаря, способы добычи огня и т.д. Использование Соловецким музеем-заповедником методов реконструктивной археологии открывает новые возможности в деле сохранения и презентации наследия Соловецких островов.
http://www.dvinainform.ru/news/2009/06/17/77037.shtml

О том, как строили берестяную лодку, здесь:
http://sovbel.ucoz.ru/news/2009-06-11-137
Tags: Рождественка, Соловки, занимательно, история, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments