Natasha (natalyushko) wrote,
Natasha
natalyushko

поморские байки

Ехала я когда с Соловков, попался в купе интересный попутчик. Мужик лет 55, звать Валера, сам родом из Тамбова, военный, переехал в Кемь, уже больше двадцати лет там живет. Всякие интересные байки поморские мне рассказывал.

Сынишка у Валеры, в школе учится. У него приятель – паренек из дремучей поморской деревушки, в которую только вертолетом можно добраться. Оттуда детей раз в неделю забирает вертолет, привозит в Кемь и оставляет в школе-интернате до выходных. На выходные отвозит к родителям. Родители, понятно, рыбаки. И вот Валере понадобилось уже своим пожилым родителям в Тамбов отправить рыбки. Он и обратился к этому мальцу: «Попроси мамку с папкой, может быть, килограмм-полтора семги достанут?» - «Конечно! Сегодня вертолет как раз будет, я им записку передам». Через день-два приносит огромный сверток: кусманище килограмма на четыре. Валера ему: «Спасибо! Сколько я тебе должен?» Тот растерялся: «Ничего не должны...» «Ну, как же? Это же тебе родители прислали. Вот деньги...» - «Нет!» «Это не тебе, это твоим родителям! Я должен расплатиться за сёмгу!» -«Нет! Не возьму!» Пихал-пихал ему Валера деньги, уж и в карманы пытался засунуть, и в руку, тот - ни в какую. В конце концов, так разобиделся, что оземь эти бумажки кинул, растоптал и убежал, чуть ли не в слезах. Валера не знал, что и думать! А уже потом, где-то в гостях, обмолвился об этой истории. А ему местный говорит: «Да ты что? Помору за сёмгу деньги предлагать?! Это же Царь-рыба! Никогда за Царь-рыбу настоящий помор денег не возьмет! За треску, за селедку – пожалуйста, но не за сёмгу! Вот подарить, обменять на что-то – это можно, а платить – нет...» В итоге Валера договорился-таки с парнишкой, что из Тамбова пришлют ему чего-то, чего в деревне его родителей нету, тем и расплатится. Тот хмуро согласился. Так и сделали.

Еще рассказывал Валера, что у поморов принято гостя сначала напоить чаем, а уж потом спрашивать, зачем пришел, и кормить всерьез. Как-то пришел в одну семью поморскую, пока сидел, с женой разговоры разговаривал, муж с работы пришел. Уставший, голодный, а жена ему – чаю. «Я, - говорит, - удивился: нет, чтобы щей наваристых, картошки с мясом... А она – чаю! Потом смотрю: тот одну чашку, вторую, третью, и тут жена кастрюлю с борщом выносит. Вот теперь и пообедать можно».

Поморы всегда жили не бедно. Старые дома ломают в Кеми – золотые монеты находят часто и много. Валерин знакомый рассказывал, как был мальчишкой, и ему приятель по секрету как-то проболтался: «А у моей бабки в погребе вон что есть!» Вытаскивает сверток: в тряпице что-то тяжелое и большое. Развернул – а там олень, из чистого золота! С полпуда весом. «Только ты, - говорит, - никому! Бабка его прячет!» Потом этот парень вырос, уехал куда-то, бабка померла, а дом снесли. Что с оленем стало – никто не знает.
В поморских деревнях в советские годы у хозяев на книжках и по 30, и по 50 тысяч рублей лежало. Тратить-то не на что. Заказывали катерам в навигацию и вертолетам, когда зима, чтобы привозили из города чего подороже. Вот и стояли в домах телевизоры-тумбочки, холодильники-шкафы, пылесосы ржавые... Электричества-то нет! Про запас покупали: авось, когда-нибудь провода дотянут, хоть внуки попользуются...

К природе всегда с почтением относились. Если на сёмгу ходили, то принято было покупать кусок реки на лов, и полностью никогда не перегораживать. Не то, что сейчас! Рыбу «туристы» грузовиками под ноль вылавливают, лебедей-гусей стреляют, чуть ли не из автоматов – разом и с катеров, и с берега... Валера слышал, как старая черная карелка, плохо по-русски разговаривающая, сидевшая у крыльца своего дома и чистившая рыбу, как-то, увидев приезжих, проскрипела: «Понаехали, плять, пелорусы!» Оказывается, действительно, в своё время в эти места очень много белорусов приезжало. Запомнила.

Мистику всякую Валера рассказывал тоже. Вот как-то откололась от какого-то острова (чуть ли не Большого Соловецкого) гранитная плита, и приплыл (!) на ней по волнам морским к берегу одной деревеньки под Кемью святой. Плита эта осталась у берега и считалась тоже святой. В 70-е годы в те места приехали студенты. У них что-то типа ЛСО было. Студенты из какого-то то ли археологического, то ли реставрационного института, то есть, люди, вроде, понимающие. Но молодо-зелено: стали безобразия нарушать, дебоширить, на этой святой гранитной плите пьянки устраивать, гвозди прямить, костер разводить... Доигрались! Лопнула плита. А от деревни ее речка отделяла. Так эти студенты, как плита лопнула, на лодках речку переплыли, и с криками, с выпученными глазами, все, как один, понеслись через деревню в лес. И сгинули. Все до одного. Никого не нашли. Валера клянется, что его самого тогда к поискам привлекали. Не нашли.

Где-то есть в этих местах, на берегу моря, камень с колокольным звоном – ударишь по нему, а он звонит. Есть старые монашеские солеварни. А в месте Святой Мыс на взморье, возле речки Летняя (электричкой от Кеми на север, станция 863 км, а оттуда пешком) есть старая деревня, где стоит часовня Иоанна Предтечи. А рядом с ней была икона, ВЫРУБЛЕННАЯ В КАМНЕ! Икона Богородицы. Совсем недавно еще была. Так спёрли какие-то сволочи.

Вот еще байка. Валере очевидец рассказывал. «Иду, - говорит, вдоль берега, метров триста от воды – не меньше. Опушка лесная. Смотрю: стоит весь мокрый рыбак, а рядом с ним - лодка. Спрашиваю: «Как же ты ее сюда притащил-то?» А он мне: «Да это не я!..» И рога мне показывает. Лосиные. Рассказывает: плыл он на лодке между островов. Ветер поднялся, трудно с веслами справиться. А тут видит: лось к тому же берегу плывет! Они плавают-то хорошо, и от острова к острову иногда путешествуют. Так рыбак не растерялся, и веревочку якорную от лодки этому лосю на рога и забросил. У лося силища – дай Бог, плывет себе, лодку тащит. А как до берега добрались, этот лосяра ка-ак ломанет! И по суше лодку потащил! Вот, до опушки доставил, потом рога обломал об дерево, и - в лес...

Когда медведь какой-нибудь в лесах человека задерет или труп поест, на него сразу охотников отправляют – это официально, егеря отслеживают. И вот однажды такого медведя отстрелили. Совсем недавно это было, в восьмидесятые годы. Отстрелили, принесли в деревню корельскую. А у корелов по сей день язычество в крови. Медведь – их тотем. Тушу-то медвежью стали разделывать, смотрят, а у него на когте – кольцо обручальное, золотое! Ну, понятно: тоже человека задрал, а как пожирать стал, так случайно себе на коготь кольцо и подцепил. Но корелки старые собрались толпой, заголосили: «Убили! Царя зверей убили!..» Похоронили медведя с почестями, с плачем, с песнями.

А еще мне Валерий дал хороший рецепт клюквенной настойки. Я человек непьющий, а всё равно записала. Может быть, кому и пригодится.
бутылка хорошей водки, стакан клюквы (проткнуть каждую ягоду иголкой), стакан песку. Все это смешать и, по крайней мере, месяца три не трогать. А лучше – больше. Когда выпьете потом, ягода останется, так на пьяную клюкву зимой хорошо куропаток ловить.
Tags: байки, притчи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments